Центр социального проектирования «Платформа» при поддержке Национальной Медиа Группы изучил социальные эффекты российского киноконтента и выявил интерес к импакт-контенту среди российских зрителей.
Кино — любимый вид досуга
Кино может стать эффективным ресурсом для положительных изменений вобществе. Просмотр фильмов и сериалов по-прежнему остается любимым видомпроведения досуга для россиян: две трети населения страны в возрасте от 45 до54 лет предпочитают его чтению, музыке и компьютерным играм. Среди молодежиприверженцев кинематографа почти вдвое меньше — 34%, 23% из них выбраликомпьютерные игры.Завоевать доверие молодого зрителя — серьезный вызов, который стоит передотечественной киноиндустрией. В условиях импортозамещения россияне дают«нашему» кино хороший кредит доверия. Оптимистичнее всего настроены люди ввозрасте от 35 до 44 лет. Почти 70% из них считают, что российские картинысмогут привлечь зрителя в кинотеатры. Рост доверия обусловлен сразу несколькимифакторами. С одной стороны, благодаря киноплатформам, появились новые сюжеты, синой проблематикой и изрядной долей смелости, более близкие к интересам и опытуроссийского зрителя, с новыми экранными героями, с другой – проекты стали болеесовременными и технологичными.Больше всего энтузиастов, которые считают, что кино на подъеме, среди людейв возрасте от 45 до 54 лет, скептиков — старше 55 лет. Точки роста «отцы» и«дети» видят по-разному: старшему поколению не хватает полезных тематик,воспитывающих людей, оптимизма, доброты и позитивного взгляда на будущее,молодежь же ждет захватывающих сюжетов, качества съемок, спецэффектов играфики. Это объясняется тем, что первые сравнивают современное кино ссоветским, вторые — с картинами международного проката.В то же время заметный интерес к развитию социально значимого контентапроявляют сегодня молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет. Их доля составляет56% от общего числа опрошенных в этой возрастной группе. Для них важно, чтобыконтент содержал не только ценностные ориентиры и развлекал, но и не былманипулятивным и назидательным. Порядка 78% зрителей в возрасте 55 лет и старшесогласны с таким подходом. Социальный эффект может быть различным: от проповедидо мягкого воздействия, но не прямолинейным и безапелляционным.
Сюжеты, которых россияне ждут в кино
Участники опроса могли выбрать несколько тематик и ценностей, отображениякоторых они хотели бы видеть в кино. В числе самых востребованных сюжетов:
- История страны, патриотизм (33%);
- Важность психологической поддержки, доброта, сострадание (31%);
- Опасность употребления наркотиков, алкоголя, курения (30%);
- Проблемы детей (28%);
- Развитие гражданского общества, защита прав, проблема коррупции (23%).
При этом тема экологии и защиты природы для молодежи стала менее актуальнойпо сравнению с прошлым годом и не вошла в топ-5 наиболее востребованныхсюжетов.
Вызовы для социального кино
За последние полтора десятка лет социальное воздействие (social impact) вмире стало третьим критерием успешности кинопродукции наряду с кассовымисборами и наградами. Исследование НМГ и «Платформы» показало, что спрос нафильмы и сериалы с выраженным социальным эффектом в России стабильно растет.Эксперты считают, что для расширения аудитории импакт-контентакинопроизводителям необходимо научиться привлекать и вовлекать зрителя, неотталкивать его назидательностью, тяжелыми эмоциями, «чернухой» и низкимкачеством, соблюдать баланс между популярностью и «социальным посланием»,вызывать желание что-то изменить в своей жизни после просмотра, а такжесоздавать платформы для диалога с аудиторией.В рамках исследования была сформирована методика измерения импакт-контента вРоссии. Всего она насчитывает 11 параметров, по которым зрители оценивали от 1до 5 просмотренных кинокартин.Исследование проводилось в мае-июне 2022 года. В опросе приняли участие 1400респондентов в возрасте 18 лет и старше, проживающих в городах с населением от100 000 человек. Кроме того, была проведена сессия с участием 55 экспертов,профессионально связанных с кинопроизводством, и две фокус-группы со зрителямитоп-5 социально значимых фильмов, отобранных в соответствии с критериямиизмерения импакт-контекта.
Подробнее ознакомиться с результатами исследования можно по ссылке: https://pltf.ru/2022/07/06/soczialnye-effekty-kino/
[speaker-mute] Читать источник[/speaker-mute]